snikolenko: (Default)
snikolenko ([personal profile] snikolenko) wrote2007-08-20 12:54 pm

О книгах и о World Trade Center

Давно не писал о книгах — исправляюсь.

Фредерик Бегбедер, «Windows on the World». Не очень понравилось — слишком много надрыва и излишнего эпатажа. Ну да, people die. Вообще не понимаю, почему случай с WTC так действует на людей — «мы теперь нигде не можем быть в безопасности, they will get us, yadda-yadda-yadda». Можно написать с точно таким же надрывом, например, про ДТП, в которых ежедневно погибает гораздо больше людей, чем в WTC (и их смерть бывает не менее болезненной), и сделать гораздо более истинный вывод — мы нигде не в безопасности, каждый день садимся за руль или переходим дорогу, а там... they will get us. Но почему-то таких «выводов никто не выводил». Да и сугубо с литературной точки зрения книга не очень хороша.

Ален-Фурнье, «Большой Мольн». Фаулз восхищался Аленом-Фурнье и называл «Большой Мольн» образцом, идеалом романа вообще. И с ним трудно не согласиться — книга действительно очень интересная. Ближе к концу поймал себя на мысли, что не знаю и даже не догадываюсь, чем дело закончится, и действительно хочу узнать — давненько такого не было. При этом не могу сказать, чтобы я мог отождествиться с кем-нибудь из героев. Просто реально хорошая книжка. Увы — Ален-Фурнье погиб под Верденом, и «Большой Мольн» — его единственное законченное произведение.

Проспер Мериме, «Хроника царствования Карла IX», «Коломба», «Кармен». Мериме называют великим новеллистом — так оно и есть. Конечно, по нынешним временам смотрится весьма наивно, местами напоминает этакие зарисовки натуралиста, но вообще-то это не мешает, а даже придаёт очарование. А берёт Мериме разговорной интонацией и любопытной смесью неторопливости рассказчика с остротой сюжета.

Читаю сейчас Бунина, «Жизнь Арсеньева». Читается как пародия. Ну как можно без улыбки читать места вроде:
Вокруг меня, куда ни кинь взгляд, колосистые ржи, овсы, а в них, в густой чаще склонённых стеблей — затаённая жизнь перепелов. Сейчас они ещё молчат, да и всё молчит, только порой загудит, угрюмо зажужжит запутавшийся в колосьях хлебный рыжий жучок. Я освобождаю его и с жадностью, с удивлением разглядываю: что это такое, кто он, этот рыжий жук, где он живёт, куда и зачем летел, что он думает и чувствует?

[identity profile] mary-aile.livejournal.com 2007-08-31 07:22 pm (UTC)(link)
имхо, у Бунина рассказы много лучше, чем Арсеньев. Особенно палестинские и проч. ближневосточные люблю)

[identity profile] smartnik.livejournal.com 2007-08-31 07:26 pm (UTC)(link)
Мне «Тёмные аллеи» в своё время понравились очень. Перечитаю — они в той же книжке под той же обложкой.