snikolenko: (Default)
[personal profile] snikolenko
Слухи шагают по стране, но пока не по той: дошагали до Калифорнии и, surprisingly enough, Чикаго. О слухах и новостях мы поговорим позже, а я пока о другом. У меня в конце прошлого года появился Sony Reader PRS-650, и пока что он мне очень нравится. Один из важных его плюсов – в том, что теперь очень легко посмотреть, что я читал за последние два-три месяца. И уже немало накопилось, так что о книгах мы кратко и поговорим. Тут, конечно, классика, которую все читали, но мне всё равно хочется написать о хорошем.

Юрий Коваль. Суер-Выер.

Не буду говорить, что мне не понравилось – понравилось. Но как-то после нескольких восторженных рецензий ожидал большего. Местами смешно, местами интересно, в целом хорошо, прочитал быстро и с удовольствием, но не могу сказать, что «Суер-Выер» оставил сильное впечатление или что я много чего оттуда помню сейчас, пару месяцев спустя. Однако ж рекомендую.

Александр Генис. Сборники эссе.

Ну, Генис он и в Африке Генис, тут как-то и говорить нечего, – хорошо, остроумно, интересно. Эссе, конечно, идеальный для него жанр. Рекомендую.

Дуглас Хофштадтер. Гёдель, Эшер, Бах.

Неожиданно понравилось. Неожиданно – потому что от сочетания темы и объёма ожидал гораздо большей тягомотины, чем на самом деле. Конечно, базовый курс матлогики я в своей жизни не только слушал, но и читал, так что подозреваю, что пролистывал большую часть того, что не-математикам как раз и покажется тягомотным. :) Однако в целом книга произвела сильное впечатление, кое-что расставила по местам, кое-что прояснила – однозначно стоит прочесть. Если бы ещё миниатюрки были хоть немножко поинтереснее...

Ф.М. Достоевский. Бесы.

Я уже неоднократно признавался в том, что Достоевский мне очень нравится. Прочёл «Бесов» – это же полный восторг. Это невероятно точно, очень интересно, все характеры как будто сегодня писаны, по фабуле вообще триллер, и читается очень легко, хотя и грустно, конечно. Вот только одного я не понимаю – что они делают в школьной программе? Как можно в пятнадцать лет понять, что такое «холерина»? Я вот хорошо понимаю теперь, а в двадцать бы не понял. Вообще, образ Степана Трофимовича требует некоторого жизненного опыта для осмысления и самоидентификации. И социальные все вещи мимо пятнадцатилетнего пройдут, скорее всего. И Николай Ставрогин мимо пройдёт – я и сейчас не уверен, что хорошо понял его, возможно, нужно будет перечитать в тридцать пять. Так что если вы читали «Бесов» в школе и с тех пор не открывали – перечитайте, не пожалеете.

Фазиль Искандер. Сандро из Чегема.

Кто-то (не тот ли самый Генис?) писал, что «Сандро из Чегема» – это современный эпос. Так оно, конечно, и есть, но не только. Главное в этой книге – ощущение добра, тепла и света. В «Сандро» всё по-доброму, хоть и по-настоящему, всё светло, все герои – настоящие люди в том самом эпическом смысле, но ирония и доброта превращает эпос в сказку. Даже зло – Сталин, Берия, коллективизация – там удивительное: понимаешь, что это зло, но всё равно веет теплом и добротой. «Сандро» надо читать обязательно – наверное, не все три тома одинаково полезны, но я ни об одном не пожалел. Вероятно, лучше всего просто расслабиться, окунуться с головой и получить удовольствие от самой фактуры повествования, от характеров, от юмора... удовольствия тут масса.

Мариам Петросян. Дом, в котором...

Наверное, именно ради этой книги я пишу сейчас этот пост. У меня просто нет слов. Мне сейчас кажется, что это лучшая книга, которую я читал в жизни; возможно, со временем впечатление поблекнет, но сейчас именно так. И вот её-то как раз можно и нужно включать в школьную программу – здесь нет социальной сатиры и вообще, как мне показалось, нет взрослых героев, которые требуют перспективы жизненного опыта, эту книгу даже можно было бы назвать «подростковой». Зато тут есть мир, настоящий, живой, осязаемый. Не для красного словца пишу – действительно кажется, что можно пощупать или каким-нибудь совершенно другим чувством ощутить. Тут есть характеры, самые разные, столь же необычные и «иные», как их необычная, иная реальность, но все живые, настоящие. Именно таким должен быть магический реализм в лучших своих проявлениях. Правда, надо заметить, что и читал я эту книгу в состоянии «магического реализма» – такого приступа депрессии, пожалуй, не припомню, всю последнюю неделю не спал ночами, шатался по дому, думал и не думал одновременно, мало ел, делал глупости, не делал нужных вещей, сознание и восприятие явно не те, что обычно... Но обязательно перечитаю ещё раз, потом, когда смогу уже воспринимать детали и наслаждаться ими, а не просто отмечать краем сознания. И вы прочтите. Вполне допускаю, что кому-то может не понравиться, а кто-то может вообще бросить после полусотни страниц, – но если уж понравится и затянет, то это будет невероятной силы впечатление.

Date: 2011-02-22 01:32 pm (UTC)
From: [identity profile] max-petrovi4.livejournal.com
По последней книге - второе предложение самое точное :) Кажется, что все слова остались в прочитанном. Теперь хожу и всем рекомендую, а на простой вопрос "О чем она?" ответить не могу.

Date: 2011-02-22 02:15 pm (UTC)
From: [identity profile] meisterspie1.livejournal.com
Вроде того. Ясно выразить, в чём литературные достоинства "Дома...", я не могу, но впечатление производит сильное.

Date: 2011-02-22 03:35 pm (UTC)
From: [identity profile] smartnik.livejournal.com
А ты вообще обычно можешь ясно выразить, в чём литературные достоинства? :)

Date: 2011-02-22 03:35 pm (UTC)
From: [identity profile] meisterspie1.livejournal.com
Иногда могу :)

Date: 2011-02-22 04:02 pm (UTC)
From: [identity profile] smartnik.livejournal.com
В чём литературные достоинства «Похвального слова мачехе»? ;)

Date: 2011-02-22 04:39 pm (UTC)
From: [identity profile] meisterspie1.livejournal.com
Почему именно его? Ну, какое-то мнение по поводу этой книжки у меня всё-таки есть: это такая скорее юмористическая книжка, где интересно посмотреть на превращение картин в особенности сюжета, ну и понаблюдать, как автор манипулирует мнением читателя о героях (типа, как в детективе убийцей оказывается не злой садовник, а добрый дворецкий).

Date: 2011-02-22 05:12 pm (UTC)
From: [identity profile] smartnik.livejournal.com
Ну, мнение всегда есть, но от мнения до "могу выразить, в чём литературные достоинства", как мне кажется, пропасть.

(потому что вспомнился твой забавный пост)

Date: 2011-02-24 07:53 am (UTC)
From: [identity profile] meisterspie1.livejournal.com
Внезапно вспомнил, что нужно ответить на этот комментарий. В общем, в моем первом комментарии, видимо, стоит читать "не могу объяснить, что мне самому в книге понравилось".

Date: 2011-02-24 07:58 am (UTC)
From: [identity profile] smartnik.livejournal.com
как выяснилось, можно было и не отвечать, я так и понял :)

Date: 2011-02-22 01:43 pm (UTC)
From: [identity profile] lesio.livejournal.com
Я как раз сейчас читаю Хофштадтера, а Петросян у меня в планах, но по отзывам уже заранее кажется, что не понравится.
Хофштадтер интересный.

Date: 2011-02-22 01:51 pm (UTC)
From: [identity profile] katyusha-shiny.livejournal.com
Интересный пост. Это как раз тот случай, когда субъективное мнение оказывет влияние куда большее, чем, например, несколько аннотаций вместе взятых. Продолжай в том же духе ;-)

Date: 2011-02-22 02:12 pm (UTC)
From: [identity profile] piter239.livejournal.com
Последняя неделя непростая выдалась...

Спасибо за подсказки!

А Хофштадтера Вы на русском читали? Официальная эл.книга или умельцы собрали?
Я читал давным-давно на немецком, помнится мне сложное оформление - или это содержание так преломилось?

Date: 2011-02-22 03:31 pm (UTC)
From: [identity profile] smartnik.livejournal.com
На русском, да. На немецком я не умею, но разве он не по-английски писал изначально? А перевод на русский у него, кстати, очень аутентичный и хорошо сделанный. В предисловии была целая трогательная история про русского babysitter'а семьи Хофштадтеров, которая оказалась, кажется, выпускницей филфака...

Date: 2011-02-22 03:53 pm (UTC)
From: [identity profile] piter239.livejournal.com
верно, оригинал на английском. Мне просто попалось тогда немецкое издание ;)

А на русском у меня есть бумажная книга, но я ее пока не собрался прочесть. Может теперь

Date: 2011-02-22 03:44 pm (UTC)
From: [identity profile] kapko.livejournal.com
знаете, когда я читаю Ваши посты, я себя таким быдлом чувствую...

Date: 2011-02-22 04:13 pm (UTC)
From: [identity profile] smartnik.livejournal.com
Мы знакомы? :)

Date: 2011-02-22 04:17 pm (UTC)
From: [identity profile] kapko.livejournal.com
нет, но мне интересен Ваш жж.

Date: 2011-02-22 05:28 pm (UTC)
From: [identity profile] smartnik.livejournal.com
Думаю, если бы были знакомы, не чувствовали бы. ;)

Date: 2011-02-22 11:05 pm (UTC)
From: [identity profile] maxuzzz.livejournal.com
Опять Вы Серёжа, за своё.

Date: 2011-02-22 11:09 pm (UTC)
From: [identity profile] maxuzzz.livejournal.com
За своё совершенно неуместное самоуничижение. Уже прекратите.

Date: 2011-02-22 11:17 pm (UTC)
From: [identity profile] smartnik.livejournal.com
Да нету никакого самоуничижения.

Date: 2011-02-22 04:04 pm (UTC)
From: [identity profile] unica-unica.livejournal.com
бесов нет в школьной программе, есть преступление и наказание. а дом в котором хорош, да...

Date: 2011-02-22 04:09 pm (UTC)
From: [identity profile] linguiste.livejournal.com
Да, перечитывать Петросян - одно из главных удовольствий от книги - сразу кажутся очевидными тысяча загадок и сюрпризов ;-)
"Бесы" - да, как перечитаю, наконец, ВиМ - примусь за них ;-)

Date: 2011-02-22 06:13 pm (UTC)
From: [identity profile] annushka111.livejournal.com
Как раз раздумывала, стоит ли браться за огромный "Дом, в котором..." Теперь обязательно прочту, спасибо.

Date: 2011-02-22 08:01 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_guard_/
чего-то я не понимаю
видел дофига восхищенных отзывов о Доме
прочел
и вообще как-то _не особо_
может я читал не ту версию? триальную? качал с какой-то онлайн-библиотеки, конечно

Date: 2011-02-22 08:14 pm (UTC)
From: [identity profile] smartnik.livejournal.com
может, тебе не понравилось?
не гривенник же, да и гривенниками некоторые брезгуют

Date: 2011-02-22 08:26 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_guard_/
ну я по крайней мере должен был бы увидеть, что другим кажется в этой книге таким особенным
а мне она показалась не очень-то особенно, но, что важнее, недоработанной, нецельной, разваливающейся и местами плосковатой

Date: 2011-02-22 10:23 pm (UTC)
From: [identity profile] smartnik.livejournal.com
почему ты думаешь, что должен был бы?

Date: 2011-02-22 10:38 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_guard_/
больше не думаю

Date: 2011-02-22 09:35 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-aile.livejournal.com
запомню про Дом. Когда-то ты написал про Татарскую пустыню, в руки книга попала года спустя два, но...Татарская пустыня, да.

Date: 2011-02-22 10:19 pm (UTC)
From: [identity profile] smartnik.livejournal.com
в 2013-м расскажешь, как тебе "Дом..." ;)

Суер

Date: 2011-02-22 11:07 pm (UTC)
From: [identity profile] maxuzzz.livejournal.com
Учитывая обстоятельства его написания, ждать от него слишком много не приходится. На мой таки взгляд, там много хороших, годных, запоминающихся мест. Просто в силу формы. За что и ценим.

Re: Суер

Date: 2011-02-24 08:24 am (UTC)
From: [identity profile] smartnik.livejournal.com
Я обстоятельств не знаю, но форма действительно годная. А вот из запоминающихся навскидку только валерьянборисычи вспомнились...

Date: 2011-02-28 12:32 pm (UTC)
From: [identity profile] rusalisa.livejournal.com
А я недавно прочитала Бахтина "Проблемы поэтики Достоевского" (ну это мне по диссеру надо)- Достоевский в школе нравился, потом разонравился, теперь я поняла, что не так его читала, и писал он вообще не о том, что рассказывают в школе. Появится время - перечитаю.
Последнее, что читала и что понравилось - Терри Пратчет, Милорад Павич
Сейчас читаю "Великие тайны прошлого"

Profile

snikolenko: (Default)
snikolenko

December 2011

S M T W T F S
    123
4567 8910
11121314151617
181920 21222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 22nd, 2017 02:52 am
Powered by Dreamwidth Studios